Советы психолога

Психолого-педагогические условия становления психологически здоровой личности. Что способствует становлению психологического здоровья:

  1. Наличие трудной ситуации (ситуации напряжения). Наличие некоторого напряжения, побуждающего к действию. Как говорит В. Франкл, современное общество благосостояния испытывает недостаток напряжения. Как следствие этого у многих людей развивается глубокая апатия, появляется новый тип невроза, отличительным признаком которого является недостаток инициативы и интереса. Другие же люди начинают искусственно создавать себе необходимое напряжение, добровольно отказываясь от чего-то или намеренно создавая ситуацию нужды. Таким образом, абсолютный эмоциональный комфорт, полное эмоциональное благополучие детей отнюдь не способствуют становлению психологического здоровья, а, наоборот, могут привести к развитию вялой, безынициативной, нежизнеспособной личности. Более того, пассивного человека, не способного проявить требуемую активность в практических действиях по решению поставленных задач, уже можно считать психологически нездоровым.
  2. Расслабление. Говоря о необходимости напряжения, нужно помнить, что оно должно не быть бесконечным и чередоваться с состояниями расслабления. Уточним само понятие расслабления. Интересен в этом плане пример М. Зощенко, описывающего В. Маяковского, который при внешнем расслаблении (отдых на море) сохранял постоянную умственную активность. Это, по мнению М. Зощенко, привело поэта к переутомлению и гибели. Таким образом, расслабление должно предполагать не простое изменение условий деятельности, а практически полное ее прекращение или замену ее на другую. Опасную для психологического здоровья школьников роль чрезмерной умственной нагрузки настойчиво подчеркивали врачи, начиная с XIX в. (И. А. Сикорский, Э. Крепелин, Ф. Эрисман) и вплоть до наших дней (Г. Е. Сухарева, Г. К. Ушаков). Ребенок должен знать, что такое трудности. Ни в коем случае нельзя, чтобы все давалось учащимся легко. Но навыки напряженного умственного труда, нужно прививать детям постепенно, не допуская переутомления. Важно также обратить внимание на сам переход от напряжения к расслаблению. Резкий переход, т. е. субъективно резкое уменьшение напряжения, может переживаться как апатия, скука, тоска, т.е. он также не вполне желателен.
  3. Положительный фон настроения. Здесь мы говорим именно о детях, ибо их настроение во многом определяется внешними факторами (взрослые уже способны к саморегуляции). Хорошее настроение повышает эффективность решения человеком тех или иных проблем и преодоления трудных ситуаций. Но настроение детей во многом определяется настроением окружающих их взрослых. Поэтому особое значение приобретает личность взрослого, находящегося с ребенком.

Профилактика психических заболеваний:

  1. Человек должен знать свои психологические возможности, понимать, что многие свои «слабости» не следует драматизировать, а при некоторых усилиях — можно и преодолеть.
  2. Он может и должен учиться самостоятельно преодолевать разные проблемы, знакомиться с основными психологическими законами и правилами жизни.
  3. Нарушение правил восприятия, и такое отношение к жизни — верный путь к болезни.
  4. Приятные события, эмоции надо холить, дорожить ими, не отпускать от себя, а плохое стараться тут же забывать.
  5. Наполнять свою жизнь приятными событиями, создавать их для себя.
  6. Учиться отдыхать — полноценно и с удовольствием! Физическая активность, общение с природой, здоровый образ жизни важны для формирования психологической устойчивости, способности управлять своими чувствами.
  7. Вера в себя, свои силы помогает выдерживать серьезные психологические нагрузки.
  8. Любовь к себе как к личности, уникальному творению природы — необходимое условие психического здоровья.